Вот мы и подошли к четвертой, завершающей статье о соционике. Посвящена она будет грамотному разделению труда, мотивации персонала и формированию рабочих групп с позиций знаний об информационном обмене между людьми.
Мы уже рассмотрели одну из методик определения социотипа личности в статье «Отличаться – это норма!», узнали о самом гармоничном для создания семьи типе отношений в эссе «Доказано: «вторая половинка» – не миф!» и рассмотрели практически все виды отношений между людьми с тем или иным типом информационного обмена в очерке «Внимание: отношения не кантовать!». Пришла очередь поговорить о том, почему для одних работа, которой они занимаются – Голгофа, а для других – Эдемский сад.
Деловые отношения
Сначала мы поговорим об интертипных отношениях, именуемых «деловыми». В соционике они считаются самым подходящим для упорной, требующей большой самоотдачи работы типом двустороннего взаимодействия. Посмотрев на таблицу, вы увидите, что такой тип отношений складывается в следующих парах социотипов:
Дон Кихот — Жуков
Дюма — Есенин
Гюго — Штирлиц
Робеспьер — Достоевский
Гамлет — Джек Лондон
Горький — Драйзер
Наполеон — Гексли
Габен – Бальзак
Для деловых отношений характерно адекватное восприятие информации и скоротечные споры. Они эффективны при организации нового дела, преодоления трудностей и не терпят преобладания бесед на общие темы над конкретикой. В них всегда есть возможность для компромисса и обмена предложениями.
Поначалу может обнаружиться, что партнер не очень высокого мнения о вас, и вы начнете стремиться «поставить его на место», навязать свое видение обстоятельств и методы работы. Через череду стычек каждый из вас придет к способности верно оценивать результаты работы другого, тем самым подкрепляя его уверенность в своей социальной адаптации. Достигается это за счет признания за одним из вас права иметь решающий голос в той или иной конкретной ситуации.
Для поддержания взаимопонимания нужно периодически согласовывать свои действия во время коротких «летучек», иначе в отношениях начнет накапливаться взаимная подозрительность. Достигнутые договоренности лучше всего выполнять не совместно, а по отдельности. В случае конфликта стоит временно «разойтись по углам», при этом ведущему в отношениях следует вести себя так, словно ничего не произошло.
Несмотря на то, что индивидуальные различия подогревают взаимный интерес, долгие разговоры утомляют, и желание как-то разнообразить совместное времяпровождение обычно не возникает.
Пример деловых отношений в семье:
Две сестры Горький и Драйзер. Горький собирается уезжать на выходные, Драйзер знает об этом и звонит из другого города.
Д: Как у вас там погода?
Г: Испортилась, похолодало.
Д: А одета-то ты как?
Г: Ну, я без шапки.
Д: Сейчас не зима, при чем тут шапка? Я вообще спрашиваю.
Г: Свитерок, джинсы, носки, кроссовки и курточка. Пойдет?
Д: Нормально, можешь ехать. Родителям привет.
«Неделовые» отношения на работе
Другие виды отношений обычно менее комфортны для работы с высокой степенью результативности. Для усердной, но монотонной и неинтересной работы могут подходить отношения ревизии, только подревизный должен руководить ревизором. В отношениях заказа заказчик неплохо справляется с необходимостью активировать деятельность подзаказного, выдавая ему четкие поручения и получая удовольствие от такой роли. Между полудуалами обычно складывается комфортное сотрудничество, но без жестких взаимных обязательств.
Пример полудуальных отношений на работе:
«Жуковка»: Слушай, нужен скрипт для скачивания этих данных…
Бальзак: Зачем тебе эти данные?
Ж: Проверить такую идею…
Б: Глупая идея, ничего не выйдет.
Ж: Фиг с тобой, сами разберемся!
Через три дня:
Б: Написал я скрипт – иди, проверяй как работает.
Ж: Как? Ты же сказал, что наша идея дурацкая!
Б: А все ваши идеи дурацкие, просто эта была наименее глупой. (После паузы). К тому же, что если сейчас вопрос не закрыть, все равно потом появится умник вроде тебя, который ее снова выскажет и мне придется создавать скрипт…
Если необходима напряженная исследовательская работа, то настроится на нее легче всего в отношениях тождества. Однако вскоре в них возникнет конкуренция и для стабильного дальнейшей аналитической и теоретической работы лучше всего подойдет работа с «зеркальщиком». Короткая стадия критического разбора и рецензирования стоит лучше всего протекает в отношениях погашения, а проверка теории на практике – в квазитождестве.
Дуальные отношения и отношения активации призваны помочь в социальной адаптации, но не в плане работы, а в нахождении «своей» группы и формировании круга друзей. Отношения конфликта и суперэго учат проявлять стойкость к неприятию со стороны окружающих, умению комфортно устроится вопреки их противодействию и извлекать пользу из конфликтующих различий между собой и другими.
Для неплотных воспитательных взаимодействий подходят отношения миража и заказа, в которых «подзаказный» воспитывает «заказчика». Для тщательной воспитательной работы подойдут родственные отношения и ревизия, в которой воспитатель – ревизор.
Пример миражных отношений на работе:
Гамлет: Девочки, кто-нибудь видел мою папку с материалами семинара, на котором я была на прошлой неделе? Заберу, дома почитаю…
Драйзер (нравоучительно): Катя, тут у нас понятия «мое» и «твое» нет. Мы все — наемные работники, не забывай! И конечно очень хорошо, что ты была на семинаре, но тебе следует делиться знаниями со всеми нами, а не присваивать их.
Г (с подозрением): Ну и..?
Д: Эта папка — ОБЩАЯ. Поэтому будет храниться У МЕНЯ!
http://ukranews.com/ru/article/2010/06/02/148