Юнг трактует мышление как нечто особенное. Его понятие кардинально отличается от большинства понятий того времени. По его работам мышление выделяется в само мыслепорождение, которое довольно часто бывает спонтанным и ассоциативным. В то же время большинство психологов трактовали мышление как оперирование понятиями и посылками. По его определению, мышление как главная душевная способность, часто напоминает свободное фантазирование, полет мысли. Его ценность при этом определяется тем, насколько богаты порождаемые им идеи, а не насколько они строги или точны.
Не смотря на то, что у Юнга мышление — главная способность, при его отрыве от всех остальных функций, оно становится очень ограниченным, дает малые результаты в теории и познании, тем более в творчестве, общении и любви. Мыслитель на самом деле не способен к тому, чтобы проводить операции сознания с образами, его поле деятельности – только абстрактные понятия. А это приводит к тому, что мыслитель редко способен видеть картину целиком и не может различать главное и второстепенное. Интровертный, например, мыслитель, погружен даже не в результат, а в сам процесс мышления. Его очень мало интересуют и результаты, и выводы. Может допускать очень бестактные высказывания. Экстраверт, который является мыслителем, обычно очень педантичен, настаивает на более чем жестких принципах в мышлении и жизни. Его мышление направлено не внутрь, на процесс, а на внешний результат.
Эмоциональность он подавляет, и от этого человек, у которого слишком превалирует мышление, скован внутренне. Он с трудом чувствует гармонии и пропорции, не понимает ни животных, ни детей. Если мышление оторвано от других функций, то даже стать философом у человека не получится – все будет сводиться к построению каких-то схем и моделей, которые упрощают объективную реальность.