В средней школе в процессе обучения предложено применение концепции малых соционических групп – групп установки на вид деятельности, темпераментных групп, квадр и колец социального заказа. Рассматриваются 2 направления: проведение дискуссии и структурирование самого учебного материала или структурирование класса на контактные группы.
Воспитание и образование в средней школе прочно стоит на фундаменте классно-урочной системы. Практика свидетельствует, что классно-урочная система имеет ряд значительных недостатков, например, обучение, проходит как усвоение уже готовых знаний, при это неизбежными являются невосприимчивость к новому и консерватизм, формализм и уравниловка. Все это у детей отбивает внутреннюю мотивацию к обучению.
Совместно с классно-урочной педагоги, которые знакомы с соционикой в воспитании и обучении обращаются к контактно-групповой системе. Эта система предполагает активную добычу знаний, к новому дружественно настроена, а также у учеников вырабатывает умение с инакомыслящими взаимодействовать конструктивно.
Если предположить, что социотип это информационная структура интеллекта, то тогда его кристаллизация происходит на протяжении того участка жизни человека, проанализированный и описанный Пиаже. Чтобы этот процесс успешно протекал, родители, потом педагоги в детском саду, а затем и в школе, должны обнаруживать своевременно забегания вперед или отставания и принимать соответственные меры по психокоррекции.